ДЕТСКИЙ СТРЕСС
Подготовила педагог – психолог Ильина Е.Ю.
Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
Детский стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.
Причины:
Семейные причины – они могут быть вызваны разлукой с любимым членом семьи, рождением второго ребенка, разводом, ссорой, смертью близких или домашнего животного.
Социальные причины – отношения в детском коллективе, борьба характеров, внушения и страхи.
Внутренние переживания и приобретенные страхи.
Нагрузка от компьютера или телевизора.
Травмы, фобии и физические недостатки.
У новорожденных и детей до 2 лет: у новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом
У дошкольников: как правило – это первый конфликт с социальной средой. До 2-3-х лет его все близкие взрослые любят и лелеют, а вот во дворе или детском саду при общении со сверстниками малыш сталкивается с реальностью. Особенно в детском саду: здесь впервые нет рядом родителей, куча незнакомых детей, чужая тетя, и вообще все непонятно и непривычно.
Стрессом может стать посещение врача, телевизионные тяжелые фильмы, страх одиночества, необходимость подчиняться режиму.
У детей младшего школьного возраста: у ребенка младшего школьного возраста причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.
Признаки стресса у дошкольников:
Частое негодование, повышенная требовательность к окружающим.
Возвращение в младенчество (3-5-летние малыши снова сосут пустышку и не пользуются горшком).
Усилившиеся детские страхи, боязнь уснуть.
Повышенная нервозность, вспышки агрессии, перепады настроения без видимых причин.
Слезы при появлении новых людей или обстоятельств.
Проявление гиперактивности или наоборот, снижение или отсутствие активности.
Появившиеся дефекты речи.
Признаки стресса у ребят младшего школьного возраста
Быстро устают.
Жалуются на частые головные боли, тошноту, боли в сердце.
Полоса капризов и вызывающего поведения, длящаяся больше недели.
По ночам преследуют кошмары.
«Впадание в детство».
Перепады настроения без видимых причин.
Повышенная озабоченность своим здоровьем.
Нежелание ходить в школу и гулять с приятелями – отчужденность, изоляция, отрешённость от мира.
Профилактика стресса:
Родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией.
Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним
Необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности.
Родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями
Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет.
Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих.
Профилактика стресса у детей дошкольного возраста.
Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине.
Хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайться как можно больше разговаривать с малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями.
Если ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорить с ним об этом постараться объяснить ему, что он находится в полной безопасности
Объяснить малышу честно, что происходит. Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.
Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста.
Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей.
Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе.
Никогда не сравнивать своего ребёнка с другими и не оказывать на него психологического давления.
Борьба со стрессом:
Обязательные ежедневные прогулки.
Хорошее питание.
Соблюдение режима дня.
Общение с родственниками и друзьями.
Физические нагрузки.
Обращение к психологу.
Расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа.
Последствия стресса у детей:
Чувство незащищенности и беспомощности. Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью.
Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен. Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.
Гнев, агрессивность. У травмированных детей фрустрированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Дети начинают подбирать наиболее удобную «мишень» (другого человека или животного) для реализации своих агрессивных чувств
Отчуждение и изолированность от окружающей физической и социальной действительности. этот период связан с некоторым снижением контактности и потребности в общении.
Невыплаканное горе. Ребенок начинает переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгораживается от окружающих и замыкается в себе, или прибегает к реакциям протеста — гневу, агрессии, регрессивному поведению.
Лечение детского стресса:
Терапия игрой.
Семейная терапия.
Медикаментозная терапия (в крайнем случае).
Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
Детский стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.
Причины:
Семейные причины – они могут быть вызваны разлукой с любимым членом семьи, рождением второго ребенка, разводом, ссорой, смертью близких или домашнего животного.
Социальные причины – отношения в детском коллективе, борьба характеров, внушения и страхи.
Внутренние переживания и приобретенные страхи.
Нагрузка от компьютера или телевизора.
Травмы, фобии и физические недостатки.
У новорожденных и детей до 2 лет: у новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом
У дошкольников: как правило – это первый конфликт с социальной средой. До 2-3-х лет его все близкие взрослые любят и лелеют, а вот во дворе или детском саду при общении со сверстниками малыш сталкивается с реальностью. Особенно в детском саду: здесь впервые нет рядом родителей, куча незнакомых детей, чужая тетя, и вообще все непонятно и непривычно.
Стрессом может стать посещение врача, телевизионные тяжелые фильмы, страх одиночества, необходимость подчиняться режиму.
У детей младшего школьного возраста: у ребенка младшего школьного возраста причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.
Признаки стресса у дошкольников:
Частое негодование, повышенная требовательность к окружающим.
Возвращение в младенчество (3-5-летние малыши снова сосут пустышку и не пользуются горшком).
Усилившиеся детские страхи, боязнь уснуть.
Повышенная нервозность, вспышки агрессии, перепады настроения без видимых причин.
Слезы при появлении новых людей или обстоятельств.
Проявление гиперактивности или наоборот, снижение или отсутствие активности.
Появившиеся дефекты речи.
Признаки стресса у ребят младшего школьного возраста
Быстро устают.
Жалуются на частые головные боли, тошноту, боли в сердце.
Полоса капризов и вызывающего поведения, длящаяся больше недели.
По ночам преследуют кошмары.
«Впадание в детство».
Перепады настроения без видимых причин.
Повышенная озабоченность своим здоровьем.
Нежелание ходить в школу и гулять с приятелями – отчужденность, изоляция, отрешённость от мира.
Профилактика стресса:
Родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией.
Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним
Необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности.
Родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями
Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет.
Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих.
Профилактика стресса у детей дошкольного возраста.
Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине.
Хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайться как можно больше разговаривать с малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями.
Если ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорить с ним об этом постараться объяснить ему, что он находится в полной безопасности
Объяснить малышу честно, что происходит. Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.
Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста.
Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей.
Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе.
Никогда не сравнивать своего ребёнка с другими и не оказывать на него психологического давления.
Борьба со стрессом:
Обязательные ежедневные прогулки.
Хорошее питание.
Соблюдение режима дня.
Общение с родственниками и друзьями.
Физические нагрузки.
Обращение к психологу.
Расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа.
Последствия стресса у детей:
Чувство незащищенности и беспомощности. Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью.
Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен. Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.
Гнев, агрессивность. У травмированных детей фрустрированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Дети начинают подбирать наиболее удобную «мишень» (другого человека или животного) для реализации своих агрессивных чувств
Отчуждение и изолированность от окружающей физической и социальной действительности. этот период связан с некоторым снижением контактности и потребности в общении.
Невыплаканное горе. Ребенок начинает переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгораживается от окружающих и замыкается в себе, или прибегает к реакциям протеста — гневу, агрессии, регрессивному поведению.
Лечение детского стресса:
Терапия игрой.
Семейная терапия.
Медикаментозная терапия (в крайнем случае).
В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" родителями детей, посещающих МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 41, дано разрешение на размещение персональных данных детей на официальном сайте МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 41, запреты и условия на обработку персональных данных не установлены.
Персональные данные Пользователей обрабатываются в соответствии с Политикой конфиденциальности